Search
Рубрика
Вкусняшки

postheadericon Гламур и мода

glamur

При исследовании гламура обязательно происходит обращение к понятию моды. Нередко два эти феномена отождествляют, что представляется не совсем верным, хотя связь между гламуром и модой действительно достаточно расплывчатая. Необходимо найти пограничную зону гламура и моды, определить их соотношение и особенности взаимодействия. Для начала выявим общие моменты.
Во-первых, рассмотрим исторические условия их возникновения, имея в виду, что мода и гламур не являются культурными универсалиями, а представляют собой исторические феномены, возникшие в результате социокультурных изменений в западной культуре с начала Нового времени, то есть появление этих феноменов в культуре было вызвано одинаковыми историческими условиями.
Во-вторых, определим общность их социальных функций. Здесь точкой пересечения будет, безусловно, имидж как феномен современной культуры. Гламур в этом смысле выступает как стиль, художественная форма, созданная в результате конструирования и продвижения образа, причем не только человека, но и любого идеа-ционального и материального объекта. Мода в свою очередь является механизмом распространения культурных значений и ценностей, закрепленных за данным образом, а также регуляции социального выбора через обмен культурными образцами. Сама мода не может создавать образы, она их только фиксирует, транслирует и обеспечивает их распространение. Таким образом, мода выступает как одна из форм социальной регуляции индивидуального и массового поведения, действующая путем обеспечения циркуляции модных стандартов.
Мода, как и гламур, представляется многоаспектным феноменом. Ее функционирование охватывает широкие области культуры, не ограничиваясь только одеждой и внешним видом человека. Существует мода в политике, искусстве, науке и т.д. А гламур чаще связывается с предметным миром, окружающим человека, и соотносится с его социальным образом и статусом. Конечно, гламурным может быть не только внешний образ человека, но и различные культурные явления, а также объекты, но только в том случае, когда присваивают себе гламурные значения.
Итак, моду мы будем рассматривать как периодическую смену образцов культуры и массового поведения. Мода может действовать в любой культурной сфере, но для того, чтобы сопоставить ее с гламуром, необходимо искусственное ограничение сферы ее функционирования с целью рассмотрения этих понятий в одной плоскости. В этом ракурсе функционирование моды может сводиться исследователями к эволюции костюма, ограничивая моду сферой одежды, сменой стилей в одежде и прическах, реже затрагивая поведение. Иными словами, мода при таком подходе распространяется на принципы оформления внешности человека. И хотя данное ограничение выглядит искусственным, связь моды и гламура кажется очевиднее. С этой целью также необходимо рассмотреть генезис моды и гламура как культурных форм. Нам они представляются явлениями, появление которых обусловлено одними и теми же социокультурными процессами. Рассматривая причины появления моды и гламура, можно выявить не только специфику этих относительно новых форм в социокультурной системе, но и показать институциональную связь между гламуром и модой.

Е.В. Сатарова (Россия, г. Астрахань)

Comments are closed.

Яндекс.Метрика