Search
Рубрика
Вкусняшки

postheadericon Гламур и мода (часть 4)

glamur

Подражание признается механизмом распространения модных образцов и стандартов. Однако классовый подход к пониманию и изучению моды постепенно утрачивает свою актуальность. А зиммелевская концепция вертикального просачивания вниз модных образцов не отражает всех реальных процессов функционирования моды. Можно сказать, мода скорее начинала диктовать одинаковый стандарт для всех. Происходила ее массовизация, городская демократичная мода вытесняла дворянскую. Изобретение мужского костюма -пример заимствования высшими классами образцов средних классов, что означает «просачивание» не сверху вниз, а в обратном направлении. Эту функцию классовой дифференциации берет на себя уже не мода, а гламур.
Гламур, как и мода, возник как культурный феномен в определенных условиях. Универсальность этого феномена кажущаяся, она связана с неверным отождествлением гламура с роскошью, когда гламур рассматривается как атрибут любой элиты. Однако, как это будет показано ниже, роскошь становится все лишь одним из атрибутов гламур-ного образа. И хотя роскошь действительно всегда была отличительным признаком элит, все же не существовало тех условий и качеств социальной системы, которые бы конституировали гламур, не было паттернов социальных отношений, которые были бы основой его существования и не было необходимости использования гламурных значений.
Гламур в современном английском языке означает «очарование, шарм». Существует и форма слова «glamorous» в значении «чарующий», именно он, на наш взгляд, является смыслообразующим для феномена гламура в целом, поэтому гламур мы будем понимать как особый стиль подачи образа, который, получил свое окончательное оформление в индустрии кино, а точнее в Голливуде 30-х гг. XX в., где фотографы и репортеры создавали культ кинозвезд [4, с. 53].
Однако американский социолог С. Гандл ведет историю гламура с XIX в., века расцвета буржуазной культуры. Он называет его аурой буржуазного общества, идеациональ-ным проявлением буржуазной культуры, воспринимая его как воплощение коллективного воображения буржуазного общества. По мнению С. Гандла, через подражание аристократии буржуазия, заимствуя символические ее ценности, утверждала свое классовое доминирование [7, с. 19]. С одной стороны, буржуа любой ценой присваивают себе высокие сословные звания, с другой, даже сохраняя свою сословную принадлежность, они нередко присваивают и присущие знати культурные образцы: подражая дворянству, буржуазия тем самым соперничает с ним, доказывает, что ее место в социальной иерархии не ниже. При этом происходит не просто копирование, идет создание новых образцов, искусственных, с элементами театральности. Так складывался особый образ, передающий значения роскоши, богатства, господства. Заимствуя внешние атрибуты аристократической роскоши, гламурный стиль все же приобретает постепенно свою специфику. Гламурная роскошь в этом смысле отлична от аристократических стандартов.
Для С. Гандла в гламуре, прежде всего, важно свойство преобразования, трансформации образа человека. Этот образ становится иллюзией, замещающей реальные качества объекта, причем иллюзия оказывает визуальное воздействие. Соблазн — главная его цель. Образ должен соблазнить, очаровать, но не ради самого очарования, а для получения общественного одобрения и признания. В этом смысле гламур является одним из способов воздействия на публику с целью получения санкций на доминирование в социальной системе.
Господство аристократии было закреплено обычаем, поддерживалось социальными ритуалами. Обычай и право, а не мода, фиксировали главным образом социально-статусные различия посредством одежды, украшений, домашней обстановки и других элементов бытовой культуры во многих обществах, в частности в европейском, вплоть до XIX в. Обычай и право гораздо более жестко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами, благодаря чему принадлежность людей к этим группам легко узнается даже по чисто внешним признакам [2, с. 112]. В условиях высокой социальной мобильности необходимы новые механизмы закрепления и регулирования социальных отношений. Одним из таких механизмов становится гламур, а также практика создания и продвижения гламурного имиджа.

Е.В. Сатарова (Россия, г. Астрахань)

Comments are closed.

Яндекс.Метрика