Search
Рубрика
Вкусняшки

postheadericon Гламур и мода (часть 3)

glamur

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что мода — это исторический феномен, не существовавший изначально, так как, во-первых, смена эстетических норм не конституирует саму моду, потому что не предполагает принципиальную ориентацию на смену модных стандартов, во-вторых, сами изменения не были столь стремительны, постоянны и носили хаотичный, случайный характер, в-третьих, они касались, в основном, элит и не затрагивали широких социальных слоев. В современном обществе мода охватывает все социальные группы, и не имеет классового характера. Массовость — еще одна характеристика моды наряду с требованием новизны и ориентации на современность.
Таким образом, мода существовала не всегда. Ее рождение в европейской культуре относят к Новому времени и объясняют это определенными процессами. Так, согласно А.Б. Гофману, первые слабые ростки моды принесло европейское Возрождение. Затем в XVIII в. мода стала влиять на поведение узких кругов знати, нарушавших национальную и региональную замкнутость. Но только в XIX в. сложились факторы, утвердившие феномен моды: промышленная революция, технические нововведения, политические революции, ломка сословных, межнациональных и межрегиональных барьеров, урбанизация, массовизация социально-экономической и культурной жизни и т.д. Именно поэтому есть основания утверждать, что в социально значимом масштабе мода возникает в европейском обществе только в XIX в. Если ранее существовали зачатки моды в отдельных элементах социальной системы, то начиная с XIX в. можно говорить о существовании моды в социальной системе. С XX в. мода сама становится одним из социальных регуляторов поведения широких слоев населения индустриально развитых и в определенной степени развивающихся стран. В известном смысле она становится явлением планетарного масштаба [2, с. 40].
Теперь необходимо выяснить причины появления гламура. В условиях существования сословно-кастовой культуры социальные группы представляют собой замкнутые социокультурные системы, обмен культурными образцами между ними был невозможен или затруднен. Так, А.Б. Гофман пишет: «При сословном строе в средневековой Европе обычай, а также право, религия или монаршая воля предписывали различным сословиям и навечно закрепляли за ними различные, четко фиксированные культурные образцы. Попытки заимствования этих образцов у других сословий сурово подавлялись. Об этом говорят, в частности, многочисленные «законы против роскоши», запрещавшие представителям низших сословий подражать знати во внешнем облике» [2, с. 19].
Ликвидация сословий в результате буржуазных революций означала появление возможности перехода, во-первых, людей из одного класса в другой, во-вторых, культурных образцов от одного класса к другому. Во втором случае отсутствие традиционных и правовых барьеров создает возможность индивидам, даже не изменяя своего социального положения и сохраняя принадлежность к той же самой социальной группе, заимствовать некоторые культурные образцы, принадлежащие (или принадлежавшие ранее) другим социальным группам [2, с. 322]. Таким образом, мода в масштабах всего общества возникает только там, где существует возможность изменения социального статуса и подражания одних социальных классов и групп другим посредством заимствования определенных культурных образцов.
Подражание как главный механизм распространения моды использовался в ранних ее концепциях. Первоначально в социологических теориях мода рассматривается как процесс производства модных стандартов и последующего их дрейфа сверху вниз. При этом именно элита оказывается производителем модных стандартов в попытке отделить себя от низших классов. Так, Г. Зиммель пишет: «Мода… представляет собой подражание данному образцу и этим удовлетворяет потребности в социальной опоре, приводит отдельного человека на колею, по которой следуют все, дает всеобщее, превращающее поведение индивида просто в пример. Однако она в такой же степени удовлетворяет потребность в различии, тенденцию к дифференциации, к изменению, к выделению из общей массы… Она всегда носит классовый характер, и мода высшего сословия всегда отличается от моды низшего, причем высшее сословие от нее сразу же отказывается, как только она начинает проникать в низшую сферу» [3, с. 268].

Е.В. Сатарова (Россия, г. Астрахань)

Comments are closed.

Яндекс.Метрика без лимитные девочки Рунета